Почему тогал – тайная практика?
НАМКАЙ НОРБУ РИНПОЧЕ
Кода речь идет о практике тогал, мы касаемся практики очень серьезной, очень точной и очень конкретной. Что значит «конкретной»? В целом, когда учитель говорит: «Если вы как следует сделаете то-то и то-то, разовьется ваша осознанность и что-то произойдет», очень трудно это доказать. Обычно результаты практики трудно наглядно продемонстрировать, и нелегко утверждать: «Делай это два месяца, случится то-то, появится такой-то знак».
С тогалом все иначе. Это практика, в которой вы сразу получаете конкретные результаты. Это нельзя отрицать. Вы не можете это отрицать, так как есть практический результат. Тот, кто делал эту практику, может это подтвердить. Но видение, возникающее как внешнее, проявляющееся вовне, благодаря нашим умопостроениям может стать объектом. Когда, к примеру, нам снится приятный сон, мы в восторге: «У меня был такой сон!». Мы думаем: «Как знать, может быть, я на самом деле уже почти обрел реализацию?». При этом очень легко может возникнуть привязанность. Насколько же более опасно, если мы имеем дело с видением тогал, конкретным образом проявляющимся перед нами как нечто реальное! Мы немедленно впадаем в отношение: «Ну, теперь все отлично», потому что у вас нет большого опыта в таких вещах. Мы прекрасно знаем, что тот, кто принимает определенные наркотики, может заявить: «О, я вижу четвертое измерение», – или еще что-нибудь в таком духе, и он по-настоящему счастлив и полагает, что все действительно так. Таким образом мы создаем проблемы. Наши привычки и склонности таковы, что что бы мы ни увидели, что бы ни услышали, с чем бы ни вступили в контакт в своей практике, будь то ньям или видение, – все это действительно затрагивает нас. Так что вовсе не просто избежать проблем, если у вас нет прочной основы, подготовки.
Видение тогал – это нечто довольно конкретное. Это проявление. Если вы оказываетесь в правильном, надлежащем состоянии, то оно развивается. В противном случае вы создаете себе препятствия, и тогда тем хуже для вас. Вот почему люди, которые практикуют тогал, которые учат ему, обычно проявляют большую осторожность. Очень важно понимать принцип и правильно выполнять практику.
Например, сам я не практиковал тогал много лет после того, как получил это учение, а получал я его много раз при разных обстоятельствах, потому что, когда дают учение Дзогчен, то обычно в него входит и это учение. Мой учитель Чангчуб Дордже наказал мне в совершенстве освоить трегчо, прежде чем практиковать тогал. Он настаивал на этом, а я никогда не считал, что настолько овладел трегчо, чтобы можно было перейти к тогал. Мне всегда казалось, что я должен освоить трегчо очень точным образом, чтобы развиваться в направлении тогал.
Спустя многие годы после приезда в Италию мне однажды ночью приснился мой учитель и велел практиковать тогал. И я во сне сказал ему: «Но ведь вы наказали мне достичь совершенства в трегчо, поэтому я еще и не практиковал тогал». Он ответил: «Теперь тебе надо практиковать тогал, сейчас это важно». Кроме того, он дал мне некоторые знаки и указания, объясняющие, почему я должен это делать. Это пример.
Многие считают, что им нужно практиковать тогал, и просят, чтобы я дал им это учение. Я давал его не раз и не одному человеку, но из этого ничего не вышло. Я знаю, что тогал имеет очень точное действие, способ осуществления и цель. Лично я это прекрасно знаю. Если я даю людям учение, которое для них не работает, меня это не радует. Мне известно, когда человеку нужно делать тогал и готов ли этот человек. Я знаю, когда человек действительно готов совершить скачок. Но гораздо лучше, чтобы, сделав этот скачок, он чего-то достиг, а не упал.
Есть и другая причина, по которой знаменитые трегчо и тогал столь строго хранятся в тайне. Я не думаю, что легко получить у кого-то из учителей уроки по тогал, просто подойдя и попросив его об этом. Очень немногие учителя дадут это учение. Дело в том, что практиковать тогал означает находиться на высшем уровне, быть готовым совершить Великий Перенос. Осуществить Великий Перенос означает не проявить смерть. А если вы не полностью его завершили, то, умерев, вы не оставите тела, а обретете джалу, тело света. Такова конечная цель практики тогал. Тот, кто практикует тогал, всегда стремится достичь такой степени реализации. Прежде, чем учитель сможет свободно обучать этому, он должен быть абсолютно уверен, что обеспечил себе такую реализацию, – иначе он не сможет давать эту практику. Прежде чем передавать ее, он должен сначала сам довести ее до конца.
Учителя с осторожностью дают это учение потому, что, сохраняя его в тайне, оберегают его ценность. Это не означает, что, передавая его кому-то, я нарушаю тайну. Если я даю этот высокий уровень практики тому, кто практикует по-настоящему, то это хорошо и для меня. Если бы здесь было десять человек, которые действительно отлично практикуют, и я смог бы передать им этот метод, то это было бы полезно для практики каждого из нас. Но если среди этих десяти человек окажется один просто любопытствующий, слышавший, как об этом методе говорят другие и захотевший что-то выведать, человек, который, поверхностно интересуясь учением, болтает с каждым встречным: «Вы знаете, Ринпоче дает такую практику!» – и дальше в том же духе, и спорит, судачит и обсуждает ее, тогда это вредно для учения. Это вредно для передачи и вообще вредно для практики каждого человека. Такие поступки загрязняют практику. И как результат наносится ущерб реализации того, кто учит, и его способности помогать другим, а также реализации всех практикующих. Это губительно и однозначно вредно.
Вот почему учитель редко дает такие практики. Даже если вы попросите у него трегчо, я убежден на сто процентов, что если он не абсолютно уверен в вас как в человеке, то не даст вам его. Подойдите, например, к учителю школы ньингма и спросите его о трегчо – держу пари, он не скажет вам ни единого слова даже о четырех чогжаг (chog bzhags). Никто не станет вам этого объяснять, и не по злому умыслу, а из уважения к учению, из желания его сохранить. Учитель должен сам достичь реализации и, свято храня учение, придать ценность передаче, которую получают от него другие. По этой же причине вы тоже должны беречь и охранять учение. Такие вещи, как чогжаг и тому подобное, – не тема для разговоров.